Страница воспитателя Захаровой В.Г.

zaxarova

Захарова

Вера Генадьевна

«Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника с помощью мелкой моторики руки»

Интеллектуальные способности ребёнка-это уровень развития внимания, мышления, памяти, восприятия, речи.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, взаимодействию.

Работая на старшей группе, меня заинтересовал вопрос о том, как мелкая моторика влияет на развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

Сначала я изучила современную методическую литературу по ФГОСУ. Перелистала и вспомнила труды замечательного педагога В. А. Сухомлинского, который писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки которые питают источник творческой мысли».

На основе полученной информации я пришла к выводу, что связь мелкой моторики ребёнка с уровнем интеллектуального развития получила научное обоснование. Обычно, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, внимание, связная речь.

Подготовила консультации для педагогов: «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника с помощью мелкой моторики руки», «Развивающая среда для развития мелкой моторики в разных возрастных группах».                                  

Подготовила консультации для родителей: «Мелкая моторика и её роль в развитии», «Сделай с детьми дома»  

Мои наблюдения показывают, что необходимо создать в каждой группе развивающую среду для развития мелкой моторики, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Поэтому я привлекла родителей к созданию развивающей среды в группе (для развития у детей мелкой моторики рук)          

и постаралась в своей группе применять разнообразные приёмы и методы работы по развитию мелкой моторики.

На каждом занятии использовала пальчиковую гимнастику.

Все виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация делают руку дошкольника умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Всё это будет хорошим помощником в школе. В своей работе по изобразительной деятельности я использовала как традиционные,так и нетрадиционные техники:

пластилинографию (Осенние листочки, «Ёлочные игрушки» и др.),

обрывную аппликацию - мозаику ( «Посуда», «Овощи для борща» ), салфеточную аппликацию ( «Открытки-валентинки», «Корзиночки с цветами», «Цветы ко дню матери»).

Проводила занятия по ручному труду и конструированию из бумаги, на которых использовала приёмы симметричного вырезания бумаги, складывание полосок бумаги петелькой, гармошкой, работу с трафаретами, изготовление поделок по типу оригами ( «Петушки», «Ёлочки в лесу», «Новогодняя открытка», «Бравые солдаты», «С праздником Пасхи»).

Применяла игры с крупой: (игра «Золушка»-перебрать перемешанную крупу; магазин «Семена»; «Чудесные формы» и др.)

Аппликацию с природным материалом, семенами, по здоровье сберегающей технологии: с ватными дисками, ваткой: ( «Осеннее дерево», «Животные», «Забавные пушистики» и др.)

Использовала игры с цветными нитками, верёвочками (наматывание клубков, выкладывание изображений, букв).

Применяла творческие задания для детей, выполненные карандашом и ручкой ( с обводкой, штриховкой, раскрашиванием). Использовала графические упражнения и диктанты.

Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью). Чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Вся работа с использованием различных игр, упражнений, нетрадиционных методик проводилась систематически, последовательно на положительном эмоциональном фоне, только в этом случае будет достигнут результат.

Действительно, дети научились логически мыслить, рассуждать, внимательно слушать и аккуратно выполнять задания. Их интеллектуальный уровень повысился.

Я оформляла выставки детских работ.

В результате проведённой работы я пришла к выводу, что совершенствуя мелкую моторику рук у детей-дошкольников, мы совершенствуем интеллектуальные способности, формируем психические процессы, развиваем коммуникативные навыки.

Это напрямую готовит детей к успешному обучению в школе.

Используемая литература для чтения:

  • 1. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009
  • 2. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  • 3. Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
  • -4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  • 5. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  • 6. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.